Современные формы и методы межбюджетных отношений в РС , направления их развития

Страница 7

С точки зрения автора анализ проблемы выравнивания бюджетной обеспеченности было бы неполным без исследования перераспределения полномочий между уровнями власти. Данный вопрос был в полной мере раскрыт в Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2012-2014 гг. Так, одно из положений этого Послания подчеркивается необходимость повышения значимости выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований по сравнению с субсидированием и одновременного усиления ответственности за выполнение показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

В Послании отмечается, что вопросы достижения устойчивых темпов экономического роста, проведения модернизации экономики, оказания адресной социальной поддержки гражданам не могут быть решены без участия субъектов РФ и муниципальных образований. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны иметь больше возможностей влиять на формирование инвестиционного климата и решение социальных вопросов, но для этого им необходима прочная финансовая основа.

Однако ряд расходных полномочий субъектов РФ и муниципалитетов регулируется актами федерального законодательства и решения об увеличении тех или иных расходных позиций, включая заработную плату, зачастую принимаются по решению федерального центра. В результате чего вопрос перераспределения полномочий между уровнями государственной власти в пользу регионов и муниципальных образований для Республики Саха (Якутия) более чем актуален. Ряд задач и полномочий эффективнее решать и выполнять на местах, поэтому на региональный уровень следует передать полномочия, в большей степени отвечающие целям и задачам органов государственной власти субъектов РФ, на муниципальный уровень − полномочия, отвечающие целям и задачам органов местного самоуправления.

Вместе с тем перераспределение полномочий между уровнями государственной власти должно иметь дифференцированный подход в зависимости от специфики экономики и финансов региона. Для Республики Саха (Якутия) представляется актуальным передача таких полномочий как: установление предельных индексов роста тарифов на услуги ЖКХ; регулирование цен и тарифов на газ; ведение учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; утверждение правил охоты; организация санитарно-авиационной скорой медицинской помощи; выплата региональной социальной доплаты к пенсии; охрана лесов от пожаров. В тоже время доставку грузов для жителей арктических районов страны необходимо финансировать совместно с федеральными органами власти. Данные передаваемые полномочия непосредственно связаны с жизнедеятельностью и социальным обеспечением проживаемого на территории Республики населения.

Таким образом, исследование современного состояния и развития межбюджетных отношений в Республике Саха (Якутия) показал, что в результате значительной дифференциации социально-экономического положения как субъектов РФ, так и муниципальных образований в каждом из них, финансовая помощь продолжает оставаться важным источником формирования доходов их бюджетов. Однако межбюджетные трансферты для регионов со сложными экономическими, транспортными климатическими, и иными объективными условиями, таких как Республика Саха (Якутия), не могут в полной мере компенсировать недостающий объем финансирования их расходных обязательств. В результате необходимо не только постепенное развитие механизма межбюджетных отношений путем совершенствования форм и инструментов предоставления финансовой помощи, но прежде всего реструктуризация и развитие экономики регионов в целом.

Анализ особенностей формирования бюджетных ресурсов публично-правовых образований Республики Саха (Якутия) выявил необходимость и срочность решения вопроса о реструктуризации экономики в регионе путем перераспределении полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов РФ и местного самоуправления. Это приведет к сокращению трансфертов из вышестоящих бюджетов на выполнение полномочий, возложенных на нижние уровни власти, а также и к росту налоговых поступлений в республиканский бюджет.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru