Основные направления и инструментарии повышения эффективности бюджетных расходов

Страница 1

Развитие бюджетных отношений в Российской Федерации направлено на применение новых методологических подходов и механизмов организации бюджетного процесса на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Прежние этапы развития бюджетной системы в основном предполагали внедрение единообразных правил и методик, прежде всего в сфере межбюджетных отношений. Однако переход к рыночным отношениям существенно изменил направление развития бюджетных отношений в сторону повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами, что подразумевает под собой и преобразования в системе администрирования расходами бюджетов всех уровней.

Курс на повышение эффективности бюджетных расходов вытекает из основной цели проводимой Правительством РФ бюджетных преобразований – совершенствование бюджетной политики и бюджетных инструментов регулирования с целью обеспечения инновационного развития экономики и укрепления финансовой системы. Для этого, как вполне обосновано констатирует д.э.н. Иванова Н.Г., необходимо, чтобы «федеральные и региональные органы власти, а также органы МСУ, реализуя закрепленные за ними полномочия, формулировали четкие цели развития страны, региона или муниципального образования, отвечали перед обществом за достигнутые результаты, обеспечивали преемственность и предсказуемость бюджетной политики, прозрачность своих бюджетов».[62]

Потребность в преобразованиях системы управления расходами бюджетов всех уровней иллюстрируется данными Министерства финансов Республики Саха (Якутия): согласно этим данным на 15 декабря 2009 г., в 2010 г. предполагался дефицит республиканского бюджета в размере 4 млрд. руб., или 4,4% к общему объему доходов. Тогда как по данным Минфина РС (Я) от 15 декабря 2010 г. республиканский бюджет был закрыт с профицитом в 3,8 млрд. руб. что составляло 3,9% от общего объема расходов. Разброс показателей демонстрирует, в том числе, отсутствие обоснованных методик расчета и анализа факторов, влияющих на исполнение расходов бюджета республики. При этом Республика Саха (Якутия) занимает лидирующие позиции по объему доходов и расходов в Дальневосточном федеральном округе, что говорит о существенных объемах бюджетных ресурсов, которые аккумулируются в этом субъекте РФ. Вместе с тем, задача повышения эффективности бюджетных расходов является одной из ключевых как для России в целом, так и для Республики Саха (Якутия), как субъекта Федерации.

На совместном заседании Коллегий министерства экономики и промышленной политики РС (Я), Министерства финансов РС (Я) и Главного контрольного управления при Президенте РС (Я) от 23 июня 2011 г. были подведены итоги выездных мероприятий по оценке эффективности бюджетных расходов в городах Республики Саха (Якутия), которые весьма информативны и вызывают интерес. По данным выездной комиссии за период с 2009 по 2010 гг. выявлены финансовые нарушения в объеме 24,8 млрд. руб., а это практически четверть (26,1%) от всего объема доходов республиканского бюджета. В том числе нарушения бюджетного законодательства составили 889,2 млн. руб., из них нецелевое использование средств – 265,1 млн. руб., неэффективное использование средств – 624,1 млн. руб.[63] То есть существенно возрастает актуальность преобразований в системе администрирования расходами бюджетов в Республике Саха (Якутия), в том числе путем повышения эффективности бюджетных расходов.

Мы не можем не согласится с д.э.н. Н.Г. Ивановой, что понятие «эффективность бюджетных расходов» подразумевает под собой принципиально новую организацию бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы РФ, внедрение современных принципов и методов финансового менеджмента, а также повышение самостоятельности и ответственности органов власти всех уровней. Все это должно привести к смещению акцентов от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» к «управлению результатами».[64] Таким образом, следует констатировать, что эффективность бюджетных расходов – это достижение поставленных целей и задач путем целевого использования средств и расширения полномочий и ответственности главных распорядителей бюджетных средств.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru