Основные направления и инструментарии повышения эффективности бюджетных расходов

Страница 2

Исследования зарубежной литературы, проведенные проф. Лушиным С.И., показали, что в странах Запада уже после Второй мировой войны появляются предложения об определении результативности бюджетных расходов, которые, в конце концов, были официально признаны и стали необходимым элементом планирования и выполнения бюджета. Западные ученые рассматривали использование этих методов как влияние рыночных подходов на государственные финансы. Ведь в условиях рынка результативность любых денежных расходов – обязательное условие успешной деятельности самостоятельного рыночного субъекта.[65]

В Российской Федерации предпосылки для достижения и оценки бюджетной эффективности были заложены, на наш взгляд, в начале 2000-х годов, поэтапно реализуются и до настоящего времени. Рассмотрим основные этапы этих преобразований. Так, в 2001 г. в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию основными приоритетами бюджетной политики были декларированы «инвентаризация и оценка эффективности всех бюджетных расходов и обязательств», а также «концентрация ресурсов федерального бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов»[66].

В Бюджетном послании 2002 г. первоочередной задачей оптимизации бюджетных расходов объявлялось «внедрение современных методов оценки рациональности, индикаторов результативности бюджетных расходов». В 2003 г. в Бюджетном послании основным направлением дальнейшей разработки проблемы результативности бюджетных расходов названо «создание системы планирования и мониторинга социально-экономической результативности бюджетных расходов с помощью качественных и количественных индикаторов». Особенностью Бюджетного послания на 2004г. явилось формирование раздела «Основные направления повышения эффективности бюджетных расходов», в котором регламентировались реестры расходных обязательств, инвентаризация государственных организаций, оценка затрат на конкретные виды расходов и т.д.

Важным этапом повышения эффективности бюджетных расходов стала правительственная Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг., разработанная во исполнение данного бюджетного послания и утвержденная Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов». В Концепции была обозначена основная цель реформирования бюджетного процесса: создание условий для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. То есть Концепцией было провозглашено смещение акцентов от «управления бюджетными ресурсами» к «управлению результатами» − путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса в рамках среднесрочных ориентиров.

Реализация положений Концепции реформирования бюджетного процесса была продолжена в мероприятиях, представленных в Бюджетном послании 2005 г., а в 2006 г. уже говорилось об оценке новых расходных обязательств и о «распределении бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных расходов, исходя из поставленных перед ними целей». В Бюджетном послании на 2007 г. были провозглашены «обеспечение сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации в долгосрочном периоде», «разработка и внедрение методов и процедур оценки качества финансового менеджмента, «развитие внутреннего аудита, о совершенствовании управления государственной собственностью».

Все новации, которые были предложены Бюджетными посланиями в период 2001-2007 гг., получили закрепление в бюджетном законодательстве, в поправках к Бюджетному кодексу РФ. Правительством РФ был разработан и Государственной Думой утвержден Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ» от 26.04.2007 г. №63-ФЗ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru