Основные направления и инструментарии повышения эффективности бюджетных расходов

Страница 3

Основные принципы бюджетной стратегии на 2008–2010 гг. и дальнейшую перспективу были сформулированы в Бюджетном послании на 2008–2010 гг. К основным принципам были отнесены «дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования, безусловное исполнение действующих обязательств и взвешенный и осторожный подход к увеличению и принятию новых расходных обязательств с учетом имеющихся ресурсов, проведение анализа эффективности всех расходов бюджета, а также повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе». В Бюджетном послании на 2009–2011 гг. подчеркивалось, что одной из главных задач на данный период является «эффективное расходование бюджетных средств за счет перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования».

Последствия мирового финансового кризиса отразились в Бюджетном послании на 2010–2012 гг., где был декларирован переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств, путем достижения максимально возможного финансового и общественного эффекта от каждого потраченного бюджетного рубля.

Бюджетное послание на 2011–2013 г. было представлено Президентом РФ 29 июня 2010 г., а уже 30 июня Правительство РФ утвердило Программу по повышению эффективности бюджетных расходов. Автор вполне солидарен с позицией представителей Центра исследования бюджетных отношений Ваксовой Е.Е. и Михеевым В.В. о том, что данная Программа — «практически первый документ по вопросам бюджетных расходов, в котором вопросам государственного и муниципального управления уделено места не меньше, чем финансовым нюансам. Причем деятельность органов государственной власти и местного самоуправления рассматривается в неразрывной связи с управлением финансовыми ресурсами, которые им предоставляются для достижения целей их деятельности»[67].

Принципиальное отличие Концепции реформирования бюджетного процесса от Программы повышения эффективности бюджетных расходов, в первую очередь, состоит в том, что основным направлением реформирования бюджетного процесса в Концепции являлось формирование правовых оснований для перехода от системы «управления государственными затратами» к «управлению результатами». В процессе осуществления Концепции на федеральном уровне был принят ряд нормативных правовых актов, которые устанавливали порядок функционирования новых финансовых инструментов, таких как ведомственные целевые программы, реестры расходных обязательств, доклады о результатах и основных направлениях деятельности, и др.

«Практическое внедрение этих инструментов в бюджетный процесс, − как аргументированно считают Ваксова Е.Е. и Михеев В.В, — выявило значительное число подводных камней как в виде технически нерешенных вопросов, так и в форме идеологических противоречий, устранение которых стало одним из оснований для разработки Программы».[68] Автор считает, что такая ситуация была вызвана, в том числе, и очень краткими сроками внедрения новых инструментов и «отсутствием достаточного методического сопровождения мероприятий при условии очень сложных и кардинальных изменений в деятельности органов власти».[69] В результате чего главное внимание Программы было сфокусировано на практических аспектах функционирования новой системы, исключении недоработок и противоречий. В частности:

формировании и финансовом обеспечении государственных (муниципальных) заданий, нормировании затрат на предоставление услуг;

развитии новых форм оказания государственных (муниципальных) услуг, а именно − введении новых типов государственных (муниципальных) учреждений и подходов к управлению ими;

развитии системы государственного (муниципального) финансового контроля;

разработки методических вопросов оценки деятельности органов власти и органов местного самоуправления;

оптимизации структуры органов государственной власти (органов местного самоуправления);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru