Основные направления и инструментарии повышения эффективности бюджетных расходов

Страница 5

Инерционный сценарий предполагает, что основной объем инвестиционных ресурсов будет направлен на реализацию уже начатых инвестиционных проектов. Ежегодный объем инвестиций за период 2011-2030 гг. составит 109,2 млрд. руб., или 74% к докризисному уровню (2007 г.) в сопоставимых ценах. Совокупные инвестиции в основной капитал прогнозируются на уровне 2,3 трлн. руб.

Энерго-сырьевой сценарий характеризуется реализацией инвестиционных проектов в рамках Восточной газовой программы, формированием Единой национальной энергетической системы Восточной Сибири и Дальнего Востока, созданием Южно−Якутского гидроузла, реализацией инвестиционных проектов «Комплексное развитие Южной Якутии» и разработкой Эльгинского месторождения. По энерго-сырьевому варианту инвестиции в основной капитал за 2011−2030 гг. составят 2,9 трлн. руб., что в 1,3 раза превышает инвестиции по инерционному варианту. Ежегодный объем инвестиций составит 145 млрд. руб., или 98% к докризисному уровню в сопоставимых ценах.

Разработка и реализация этого документа позволяет минимизировать риски долгосрочного социально-экономического развития республики, в первую очередь связанные с изменениями внешнеэкономической конъюнктуры, т.е. способствует экономике региона стать более устойчивой к разного рода внешним влияниям. Как подчеркнул премьер-министр на совещании по сценарным условиям долгосрочного прогноза социально-экономического развития России, содержащиеся в таких программах оценки «послужат отправной точкой для выработки долгосрочной бюджетной стратегии, формирования государственных программ по приоритетным направлениям». Кроме того, разработка и реализация такой Программы даст возможность просчитывать последствия принимаемых решений на достаточно длительный период времени и при необходимости их корректировать.

Вторым направлением совершенствования бюджетных отношений является разработка государственных целевых программ, как одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов, путем, в том числе, инвентаризации действующего законодательства и нормативных актов РС (Я), регулирующих вопросы формирования и реализации целевых программ, а также оценки деятельности органов государственной власти, в частности, с помощью Докладов о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти (ДРОНД).

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств и реформирования системы управления общественными финансами 19 ноября 2004 г. была принята Программа реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия), направленная на создание условий для устойчивого роста экономики, улучшения социально-экономической обстановки и инвестиционного климата в регионе. Одним из ключевых инструментов данной Программы является «расширение использования программно-целевых методов бюджетного планирования, которые обеспечивают прямую связь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики».

Автор не отрицает, что государственные целевые программы крайне необходимы в Республике Саха (Якутия), т.к. они позволяют объединять и конкретизировать усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных социально-экономических проблем. Однако, как показал проведенный анализ, несмотря на определенный опыт использования этого инструмента, региональные целевые программы выполняются с низкой результативностью. Одной из главных проблем в данной области нам представляется отсутствие действенного механизма, позволяющего осуществлять качественный контроль за полной, своевременной и эффективной реализацией целевых программ. В связи с чем введение Докладов о результатах и основных направлениях деятельности могло бы существенно продвинуть решение этого вопроса.

Мы убеждены, что при формировании целей и задач, декларируемых в Докладах органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), должны учитываться ее очевидные региональные особенности. Основной целью ДРОНДов является обоснование системы максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с особенностями Республики Саха (Якутия) и приоритетами государственной политики Российской Федерации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru