Взаимодействие исполнителей бюджетных государственных и муниципальных услуг с главными распорядителями бюджетных средств

Страница 1

В современных социально-экономических условиях все большую актуальность приобретает развитие бюджетных отношений, определяющее, в том числе, и концепцию управления государственными расходами. Одно из важнейших направлений – разработка новых форм финансовых отношений между исполнителями бюджетных услуг и главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). Причина таких преобразований и приоритетная задача – переход к преимущественно программно-целевым методам планирования, обеспечивающих прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими результатами их использования.

Автор полагает, что исследование данного вопроса было бы неполным без изучения мирового опыта использования программно-целевых методов в управлении экономикой. Меры по повышению эффективности государственных расходов актуальны практически во всех странах, независимо от того, как исполняется их государственный бюджет — с дефицитом или профицитом.

Анализ зарубежного опыта применения программно-целевых методов бюджетного планирования нашел отражение в трудах целого ряда авторов. В частности, Кочкаров Р.А. в одной из своих работ[70] отмечает, что в США первые шаги по внедрению программно-целевого бюджетирования были сделаны комиссией Гувера еще в 1949 г. Предложенный комиссией формат представления федерального бюджета переносил акцент с затрат государственных ресурсов на исполнение государственных функций, осуществление деятельности и достижение результатов. В соответствии с рекомендациями комиссии Гувера конгресс США в 1950 г. принял закон «О бюджете и процедурах бюджетной отчетности», которым устанавливалось требование представлять проект бюджета в конгресс в форме, по существу совпадающей с предложенной комиссией. Новые требования к представлению проекта бюджета заключались в том, что все данные о суммах, предлагаемых к финансированию по каждому министерству или ведомству, следовало представлять в разрезе программ, подпрограмм и видов деятельности.

В ряде стран с рыночной экономикой, например в Японии, в течение всего послевоенного периода составлялись общенациональные планы экономического развития. В отличие от директивного планирования, при котором план экономического развития страны приобретает силу закона и становится обязательным для всех звеньев хозяйства, общегосударственное планирование носит индикативный характер. Разрабатываемые планы формально не являются законами, но представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на их выполнение в общенациональных интересах.

К выводу об эффективности таких программ в условиях рынка японские специалисты пришли еще в 50-х годах ХХ в., когда было положено начало общегосударственному планированию. Обосновывая необходимость и важность принятия первого общегосударственного плана, известного как Пятилетний план экономического самообеспечения (1956-1960 финансовые годы), его разработчики подчеркивали, что хотя планирование присуще, прежде всего, социалистической системе хозяйства, оно может достаточно эффективно осуществляться и в условиях рыночной экономики. Планы экономического развития оказывают также определенное сдерживающее воздействие на правительственные расходы, поскольку утверждение годовых бюджетов происходит с учетом плановых и прогнозных разработок.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru