Взаимодействие исполнителей бюджетных государственных и муниципальных услуг с главными распорядителями бюджетных средств

Страница 4

внутриведомственные и межведомственные программы, посредством которых обеспечиваются реализация конкретных направлений деятельности и решение основных задач ГРБС.

Автору вполне очевидной представляется позиция Г.Б. Поляка о том, что программно-целевой метод планирования расходов позволяет обеспечить прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими (не ниже планируемых) результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной экономической, социальной и бюджетной политики.

В Российской Федерации главным инструментом программно-целевого подхода в планировании и управлении государственными расходами являются федеральные, региональные, местные и ведомственные целевые программы (ЦП). Обобщение имеющихся публикаций позволило нам выделить из всего многообразия видов целевых программ четыре классификационных ряда и отобразить их в схеме 3.1.1.[73]

Такая классификация бюджетных ЦП по различным аспектам позволяет раскрыть их признаки и характеристики. По своей масштабности ЦП могут подразделяются на федеральные, региональные, местные и ведомственные программы. Следует выделить региональные ЦП, направленные на развитие данного экономического региона и имеющие, как правило, и общенациональную значимость, а также местные ЦП. Они инициируются и управляются администрацией города.

В соответствии с концепцией развития бюджетного процесса в Российской Федерации, инструментом программно-целевого бюджетирования на уровне министерств и ведомств являются ведомственные целевые программы (ВЦП). Данные программы базируются на системе целей, задач и показателей деятельности субъектов бюджетного планирования и отражаются в Докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.

Схема 3.1.1 Виды бюджетных целевых программ

Основными отличиями между ведомственными и федеральными широко представлены д.э.н. Канкуловой М.И. в учебнике Бюджетная система РФ, под редакцией О.В. Врублевской и М.В. Романовского. Адаптация данного исследования к Республике Саха (Якутия) позволила автору обосновать основные различия между ведомственными и республиканскими целевыми программами:

•уровень утверждения: РЦП утверждаются Правительством РС (Я), ВЦП – соответствующим субъектом бюджетного планирования;

•межотраслевой (РЦП) и внутриотраслевой (ВЦП) характер;

•содержание программной деятельности и мероприятий: РЦП включают крупные по объему и требующие длительных сроков реализации инвестиционные, научно-технические или структурные проекты, ВЦП – объединяют расходы на предоставление услуг, реализацию менее крупных проектов;

•принцип планирования расходов: для РЦП – в соответствии с планом выделения средств на реализацию программы, утвержденным Правительством РС (Я) и проектом республиканского бюджета РС (Я) на соответствующий финансовый год, для ВЦП – в соответствии с планом выделения средств на реализацию программы по решению соответствующего субъекта бюджетного планирования в пределах выделенных ему бюджетных средств.

С позиций организации бюджетного процесса именно ВЦП имеют целый ряд существенных преимуществ, к числу которых относятся: четкая привязка к функциональной и ведомственной классификации, упрощение процедуры планирования и отчетности, сосредоточение ответственности за результаты и полномочий по их реализации у одного администратора, возможность повышения статуса в случае соответствия определенным критериям от ведомственной целевой программы до республиканской или федеральной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru