Взаимодействие исполнителей бюджетных государственных и муниципальных услуг с главными распорядителями бюджетных средств

Страница 6

Наряду с выделением групп целевых программ, различающихся по уровням значимости и функциональным назначением, Р.А. Кочкаров подразделяет программы по методам, обеспечивающим решение проблемы. Во главу угла при подобной классификации программ ставится объект, процедура, процесс, на преобразование которых направлены программные усилия:[77]

отраслевые, ставящие своей задачей ускоренное развитие и повышение эффективности (результативности) определенных отраслей экономики;

территориальные, ориентированные на осуществление комплекса мер по обеспечению социально-экономического развития региона или муниципального образования с учетом их состояния экономики и бюджета, национального состава населения, природных условий;

производственные, решающие задачи подъема, расширения, увеличения производства определенного вида товаров.

Таким образом, бюджетные целевые программы должны иметь: четкую формулировку цели программы, которая соответствует приоритетам государственной политики; систему показателей для оценки результатов реализации программы и целевых значений каждого из таких показателей; ориентироваться на прогнозируемый эффект решения поставленной задачи и характеризоваться конкретными конечными результатами; иметь временные ограничения, в границах которых решается проблема, а также систему контроля за ходом и результатами ее реализации, путем разграничения полномочий и ответственности институциональных единиц управления.

В рамках диссертационной работы инструменты программно-целевого подхода исследуются на примере бюджетных целевых программ на региональном уровне преимущественно по материалам Республики Саха (Якутия).

Автор полагает вполне аргументированной позицию Н.А. Истоминой о том, что имеющаяся значительная дифференциация субъектов РФ и муниципальных образований по уровню экономического развития, финансовому состоянию, доступности социальных благ и услуг, состоянию транспортной сети и иным параметрам, в настоящее время однозначно оценивается как фактор, препятствующий устойчивому долгосрочному развитию нашей страны. Несмотря на то, что обеспечить абсолютно в каждом населенном пункте единый стандарт развития экономики и социальной сферы невозможно, необходимо стремиться к максимальному улучшению существующих социально-экономических показателей в каждой отдельно взятой территории[78].

Н.А. Истомина утверждает, что эффективным инструментом достижения этой цели является планирование расходов бюджетов в рамках особых программ, регулирующих территориальное развитие. Целевые программы развития отдельных территорий следует рассматривать как сферу эффективного взаимодействия органов власти и управления различных уровней хозяйствующих структур, в контексте идей бюджетного федерализма. В конечном итоге, программы, реализуемые в различных регионах и муниципалитетах РФ, способствуют выравниванию социально-экономического развития наиболее «сложных» территорий для формирования единого социально-экономического общегосударственного пространства.

Республика Саха (Якутия) является одним из таких «сложных» субъектов РФ: в вопросах структуры доходов, дефицитности большинства низовых бюджетов; необходимости оптимизации объема и структуры бюджетных расходов; организационным, методологическим, правовым, методическим и кадровым сложностям внедрения программно-целевого планирования. Одной из основных причин, по мнению Т.Н. Гаврильевой, О.Г. Докторовой и Л.А. Павловой, является крайне неравномерная бюджетная обеспеченность в регионе. На уровне республиканского бюджета РС (Я) продолжает реализовываться инвестиционная программа, финансируются республиканские целевые программы – все эти расходы имеют характер БПО (бюджетов принимаемых обязательств). У муниципалитетов всех уровней, несущих основной объем расходных полномочий (общее образование, первичная медико-санитарная помощь и др.), бюджетная обеспеченность из-за нехватки средств позволяет обеспечить расходные полномочия лишь на 60-70% от потребности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru