Понятие казначейства, его назначение и функции

Страница 2

Наряду с понятием «исполнение бюджета» в экономической литературе встречается термин «кассовое исполнение бюджета». Сегодня отсутствие четкого разграничения этих понятий приводит к терминологической путанице, а нередко и подмене одного понятия другим. Существующее положение требует исследования данного понятия.

Следует сказать, что в советский период в законодательных и нормативно – Закон СССР от 30.10.1959 №44 «О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик». правовых актах, регулирующих процесс исполнения бюджета, четко различались понятия «исполнение бюджета» и «кассовое исполнение бюджета». Так, в соответствии со ст. 21. Закона СССР от 30.10.1959 №44 «О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик» Совет Министров СССР организовывал исполнение Государственного бюджета СССР через Министерство финансов СССР, Министерства и ведомства СССР, которые в свою очередь обеспечивали выполнение всех предусмотренных по бюджету доходов, экономное расходование бюджетных средств строго по целевому назначению. Вместе с тем кассовое исполнение Государственного бюджета СССР было возложено на Государственный банк СССР. Учреждения Госбанка принимали, учитывали и хранили средства бюджета, а также выдавали их по распоряжению финансовых органов. Таким образом, кассовое исполнение бюджета включало в себя только часть процедур исполнения бюджета, которые выполняли кредитные организации. Вопросы кассового исполнения бюджета в научной литературе неоднократно освещались в различные исторические периоды. Так, М.К. Шерменев определяет кассовое исполнение бюджета как организацию и осуществление расчетно-кассовых операций по исполнению бюджета. При этом под расчетно-кассовыми операциями понимается прием денежных средств, поступающих в качестве доходов бюджета, зачисление их на текущие счета, выдача бюджетных средств со счетов и их учет. Близкая по смыслу трактовка изложена в финансово-кредитном энциклопедическом словаре, где под кассовым исполнением бюджета понимается «организация и осуществление приема, хранения и выдачи бюджетных средств в процессе исполнения бюджета».

М.Л. Седова также отмечает, что «кассовое исполнение бюджета состоит в осуществлении приходно-расходных операций и операций по хранению бюджетных средств». Таким образом, исходя из вышеприведенных определений следует, что кассовое исполнение бюджета представляет собой процедуры по приему денежных средств, поступающих в качестве доходов соответствующих бюджетов, зачислению их на счета бюджетов в процессе межбюджетного регулирования, хранению и вьдаче бюджетных средств, отражению данных операций в учете, составлению отчетности по кассовому исполнению бюджета. На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что понятие «исполнение бюджета» не тождественно «кассовому исполнению бюджета», которое является только составляющей указанного понятия. «Исполнение бюджета», помимо операций, присущих «кассовому исполнению бюджета», предполагает осуществление операций управления бюджетными средствами, планирования и прогнозирования финансовых ресурсов, а также осуществление контроля за целевым использованием бюджетных средств. Кассовое исполнение бюджета может быть организовано в разных системах исполнения бюджета: казначейской, банковской и смешанной. В соответствии с различиями в трактовке понятий «исполнение бюджета» и «кассовое исполнение бюджета» были проанализированы операции кассового исполнения бюджета, выполняемые разными органами в рамках указанных систем исполнения бюджета.

При казначейской системе кассового исполнения бюджета функции по его исполнению возлагаются на специальные органы – Казначейства.

Организуя исполнение бюджета, Министерство финансов Республики Беларусь обеспечивает реализацию стратегических положений бюджетной политики, используя бюджетные методы государственного регулирования экономических и социальных процессов.

Значительный прогресс в сфере организации исполнения бюджета, управления бюджетными потоками достигнут с созданием системы государственного казначейства.

Главными аргументами в пользу создания такой системы явились недостатки действующего механизма исполнения бюджета. Основные из них:

– распыление бюджетных средств по многочисленным счетам бюджетных учреждений в банковской системе. В этих условиях Министерство финансов не располагало оперативной информацией об использовании ранее выделенных средств, что способствовало накоплению остатков на счетах учреждений, создавало возможность банкам использовать их в качестве временных ресурсов. В то же время для финансирования бюджетного дефицита привлекались кредиты Национального банка на платной основе;

Страницы: 1 2 3

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru