Механизм финансового обеспечения социальных расходов в условиях организационно-правовых преобразований

Страница 1

В Республике Саха (Якутия) преобразования в системе администрирования расходами бюджетов всех уровней ориентированы на повышение эффективности бюджетных расходов. Помимо внедрения программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и перехода на «программный формат» формирования государственного бюджета, к необходимым преобразованиям в этой сфере относится также повышение качества бюджетных услуг, расширение финансовой самостоятельности учреждений, в том числе путем реструктуризации бюджетного сектора. Причина: практическое отсутствие у бюджетных учреждений экономической заинтересованности в обеспечении доступности и качества предоставляемых услуг, а также обоснованности бюджетных затрат на финансирование их деятельности.

Одним из основных направлений реструктуризации бюджетного сектора является обоснование новых организационно-правовых форм бюджетных учреждений. Трансформация правового статуса бюджетных учреждений впервые предусматривает сочетание целевых ориентиров их функционирования на оптимизацию расходов учреждений и создание условий для использования потенциала роста их доходов. В связи с чем задача преобразований бюджетных учреждений не ограничивается исключительно экономией бюджетных расходов. Более того, государственные расходы на сферу деятельности учреждений не сокращаются.

Правовые условия для реструктуризации бюджетного сектора определены Федеральным законом от 08.05.2010 г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и Программой Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 г. №1101-р. Эти законодательные акты содержат решения, связанные с проблемой оптимизации сети государственных и муниципальных бюджетных учреждений и повышения эффективности их деятельности.

Включение рыночной составляющей в деятельность государственных и муниципальных учреждений предполагает, решение принципиально значимой проблемы — обеспечения транспарентности их функционирования как качественной информационной основы эффективного управления бюджетными расходами в данном сегменте государственного сектора экономики России. В рамках решения этой проблемы новые нормативные правовые акты предусматривают открытость и доступность широкого спектра документов, отражающих основные параметры создания, функционирования и развития государственных и муниципальных учреждений.

О.В. Малиновская и И.П. Скобелева считают, что цели развития государственных (муниципальных) учреждений состоят в том, чтобы создать условия и стимулы для:

сокращения внутренних издержек бюджетных учреждений;

реализации потенциала привлечения ими внебюджетных средств;

расширения самостоятельности учреждений бюджетного сектора, прежде всего финансовой;

повышения ответственности за конечные результаты деятельности учреждений при сохранении социальной ответственности государства за те секторы экономики, где полномасштабное действие рыночных механизмов и коммерциализация деятельности нецелесообразны.[81]

Сравнительный анализ показал, что изменение правового статуса бюджетных учреждений ведет к изменению финансового обеспечения их деятельности, изменению имущественных прав, организационных механизмов функционирования и, в конечном итоге, представляет собой финансово-экономическую либерализацию существующих бюджетных учреждений во всех сферах их деятельности. Названные новые типы бюджетных учреждений различаются степенью финансовой самостоятельности и ответственности, адекватной решаемым ими задачам.

Основным объединяющим признаком для всех бюджетных учреждений является то, что учредителем такого учреждения могут быть только Российская Федерация, субъект РФ и муниципальное образование. Другим общим признаком для бюджетных учреждений является перечень видов деятельности, который учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, и этот перечень должен содержаться в уставе. Также сохраняются ограничения на распоряжение имуществом бюджетного учреждения в зависимости от типа учреждения.

Необходимость внедрения новых механизмов оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг были отмечены в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике на 2012-2014 гг. Глава государства определил основные положения решения проблемы повышения качества обеспечения социальных расходов в новых экономических условиях. Так, например, бюджетная политика должна быть нацелена на улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны.

Для этого необходимо повысить отдачу от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг. Уже 1 января 2012 г. должен завершиться переходный период введения новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг на федеральном уровне, а 1 июля 2012 г. – на региональном и местном уровне.

Страницы: 1 2 3 4 5

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru