Механизм финансового обеспечения социальных расходов в условиях организационно-правовых преобразований

Страница 2

Все это возможно только при заблаговременном принятии необходимых решений: качественно сформированных государственных и муниципальных заданий для бюджетных и автономных учреждений, а также нормативов их финансового обеспечения; развитии конкуренцию в сфере предоставления социальных услуг, в том числе за счет привлечения к их оказанию негосударственных организаций, прежде всего, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Следующим важным положением Послания является предложение сделать оплату по-настоящему эффективного труда в сфере оказания государственных и муниципальных услуг более конкурентоспособной по отношению к оплате учителей и медицинских работников. Она должна существенно вырасти уже в ближайшие два года в соответствии с программами модернизации. Так, в целях модернизации региональных систем общего образования субъектам РФ в 2011-2013 гг. будут выделены масштабные субсидии из федерального бюджета. Что окажет существенное влияние на региональных бюджетов, так как за счет части высвободившихся средств субъекты РФ смогут повысить заработную плату учителям, работающим на высоком профессиональном уровне.

Однако, в свою очередь, расширение самостоятельности и усиление ответственности учреждений резко повышают требования к нормативной базе по их финансированию. Она должна учитывать различия в качестве и результативность предоставляемых услуг.

Ориентации бюджетных расходов не на содержание сети учреждений, а на обеспечение результативности их деятельности в высокой степени способствует конкуренция учреждений с негосударственными, прежде всего социально ориентированными, некоммерческими организациями. Поддержка подобной деятельности должна вестись как посредством государственных и муниципальных закупок оказываемых ими услуг, которые должны рационально сочетаться с государственными (муниципальными) заданиями для государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, так и с помощью грантовых механизмов, позволяющих поощрять разнообразные инициативы.

Положения Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике на 2012-2014 гг. в области внедрения новых механизмов оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг являются чрезвычайно актуальными для Республики Саха (Якутия), их реализация позволит повысить качество бюджетных услуг в регионе.

Согласно Перечню государственных учреждений с отнесением по типам учреждений в рамках реализации Закона №83-ФЗ общее количество государственных учреждений, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия), наконец 2010 г. составляло 435 государственных учреждений. Из них бюджетных учреждений – 315, или 72,4% от общего количества учреждений РС (Я), автономных учреждений – 42 (9,6%), казенных – 78 (18%).

Как было сказано выше, трансформация правового статуса бюджетных учреждений приводит и к изменению финансового обеспечения их деятельности, это затронет, в первую очередь, финансового обеспечения социальных расходов – на образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт, культуру, жилищно-коммунальное хозяйство. Эти расходы, называемые также «социальным бюджетом», составляют в некоторых регионах РФ до 90% расходов. Поэтому автор и выделил рассмотрение этого направления расходов в самостоятельный вопрос преимущественно по материалам учреждений здравоохранения.

В структуре расходов РС (Я) на здравоохранение доля расходов из республиканского бюджета Республики Саха (Якутия) и местных бюджетов составляет 51%, из средств территориального фонда обязательного медицинского страхования – 49%. Подавляющее число медицинских учреждений (98,8%) на территории РС (Я) являются государственными и муниципальными. Сектор коммерческой (частной) медицины только начинает формироваться в ряде крупных городов, при этом спектр оказываемых ими услуг ограничен.

Всего на территории республики функционирует 601 медицинское учреждение различного типа, в том числе 5 – федеральной формы собственности. Из них: больничных учреждений – 242; диспансеров – 45; самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений – 65; учреждений особого типа – 7; фельдшерско-акушерских пунктов – 228; детских туберкулезных санаториев – 9; станций скорой медицинской помощи – 2; станций переливания крови – 2; дом ребенка – 1.

Вопросы финансового обеспечения в системе здравоохранения Республики Саха (Якутия) глубоко исследованы в трудах Гаврильевой Т.Н. и Павловой Л.А.[82] В частности, в них выделяются следующие проблемы:

особенности организации системы первичной медико-санитарной помощи вследствие исторически сложившейся нерациональной схемы расселения населения: на уровне районов организованы центральные улусные больницы, которые, помимо специализированных лечебно-профилактических учреждений, включают в свой состав сельские участковые больницы, врачебные амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты, охватывающие практически все 445 поселений РС (Я). В ряде районов имеет место значительная отдаленность и труднодоступность поселений от центральных районных больниц, что обусловливает высокие расходы на санитарную авиацию;

Страницы: 1 2 3 4 5

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru