Сущность и особенности монетарных инструментов реализации финансовой политики

Страница 5

До 1994 г. формирование обязательных резервов банками Украины производилось на отдельном счету в НБУ. Сумма обязательных резервов перечислялась банками на отдельный счет.

НБУ был вынужден ввести оперативное использование обязательных резервов во время регулирования денежно-кредитного рынка в связи с недопониманием отдельными участниками рынка и правительственными структурами их сущности [12, с. 12].

С ноября 1996 г. банкам Украины было разрешено формировать обязательные резервы в иностранной валюте на отдельном счете НБУ.

С 01.04.1997 г. установлена единая для всей банковской системы норма формирования обязательных резервов в зависимости от суммы привлеченных средств как в национальной, так и в иностранной валютах на корреспондентских счетах банков в НБУ только в национальной валюте.

НБУ через систему формирования обязательных резервов проводил политику внедрения в практику деятельности финансовых инструментов. Так, в 1996 г. в период относительной экономической стабильности с целью содействия формированию рынка государственных ценных бумаг, банкам разрешалось зачислять в покрытие обязательных резервов купленные государственные ценные бумаги.

В период финансовых кризисов, которые периодически возникали в 1997, 1998, 1999 гг., НБУ через усиление требований к банкам по поводу формирования обязательных резервов, увеличения нормы резервирования, уменьшения периода резервирования обеспечивал относительно стабильную основу для функционирования денежного рынка, уменьшение давления на национальную валюту, стабильное функционирование банковской системы.

С 03.09.1998 г. по 01.08.1999 г. НБУ ввел ежедневный контроль за формированием банками обязательных резервов, повысив их норму с 15% до 16,5%.

В октябре-декабре 2004 г. и в 2008-2009 гг. формирование обязательных резервов также проводилось на ежедневной основе [12, с. 12].

Становление и развитие процентной политики в Украине происходило сложно. На начальном этапе развития (1991-1994 гг.) она не играла значительной роли. Это связано с тем, что в этот период существовала практика финансирования дефицита бюджета НБУ.

Уровень ставки, по которой Национальный банк Украины рефинансировал банки для поддержки неэффективной деятельности отечественных предприятий, большинство из которых было потенциальными банкротами, определялся Верховной Радой Украины и не отвечал экономической ситуации, экономическим процессам, которые происходили в государстве, а также не отражало стоимости национальной денежной единицы (купоно-карбованца). Так, в 1993 году учетная ставка, установленная НБУ, равнялась 190%, а фактическая ставка, по которой НБУ выдавал кредиты, - 68,5% годовых при уровне инфляции 10156% [7, с. 128-130].

Постепенный отказ от нерыночной практики эмиссии денег как источника финансирования дефицита государственного бюджета, усиления реальной независимости НБУ в реализации денежно - кредитной политики и введение в действие новых механизмов рефинансирования банков позволило в течение 1995-1997 гг. несколько замедлить темпы роста денежной массы и инфляции, снизить ставки на денежно-кредитном рынке.

В 1998 г. в связи с финансовым кризисом процентная политика НБУ была направлена на удержание стабильности гривны, угрозу которой составляла курсовая нестабильность и кризис ликвидности. В этот период НБУ вынужден был в течение года несколько раз повышать учетную ставку, в результате чего она выросла до 82% на конец года.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru