Концепция реализации финансовой политики в Украине с использованием монетарных инструментов

Страница 1

монетарный финансовый денежный украина

Финансовая политика не имеет стандартной модели и зависит от многих объективных и субъективных факторов, таких как уровень развития рыночных отношений, стратегия экономического развития страны, состояние бюджета и платежного баланса, а также от развития монетарной сферы [18, с. 51].

Эффективность реализации финансовой политики с использованием монетарных инструментов не может быть высокой, так как длительное время проводилось экспансионистская бюджетная политика [13, с. 44].

На современном этапе развития Украины существует потребность дальнейшего исследования механизма государственного регулирования. На первый план при этом выходят проблемы применения монетарных инструментов.

Основные мероприятия финансовой и денежно-кредитной политики должны учитывать тенденции развития отечественной экономики и денежно-кредитной сферы, предусматривать систему мероприятий монетарной политики, направленных на обеспечение стабильности национальной денежной единицы, возобновлению стабильной работы банковской системы. Но длительный период снижения внутреннего спроса, сокращение объемов производства и инвестиций оставляют значительные риски развития денежно-кредитной сферы за границами прямого влияния монетарных инструментов и механизмов монетарной политики [24].

В отечественной экономической науке до сих пор не предложена четкая концепция финансовой политики с использованием монетарных инструментов (рис. 3.1). Именно это приводит к росту цен, дестабилизационного влияния мероприятий монетарной политики на различные сектора переходной экономики.

Концепция будет реализована на основании следующих принципов:

1) Принцип определенности целей. Для эффективного регулирования денежно-кредитного рынка необходимо четко определить цели для каждого органа, задействованного в разработке и реализации основных мероприятий монетарной политики. Ежегодные основы монетарной политики должны иметь исполнительный характер, так как определяют, что следует сделать, чтобы достичь целей стратегии финансовой политики [25, с. 152].

2) Принцип определенности взаимоотношений предусматривает эффективные взаимоотношения с другими органами государственной власти в пределах их компетенции для обеспечения стабильности гривны и проведения финансовой политики.

НБУ направляет усилия на сохранение доверия к национальной денежной единице путем проведения прозрачных и согласованных действий на денежно-кредитном рынке, адекватно используя монетарные инструменты и обеспечивая взаимодействие с другими органами государства (Кабинетом Министров Украины, Министерством экономики Украины, Верховной Радой Украины, Министерством финансов Украины) [25, с. 152-153].

3) Принцип распределения полномочий. Основные мероприятия монетарной политики на каждый год разработано на основе анализа современных тенденций развития экономики и денежно-кредитной сферы Украины и прогноза динамики макроэкономических показателей на следующий год. Основные параметры и индикаторы монетарной политики разрабатываются НБУ при сотрудничестве с Верховной Радой Украины и Кабинетом Министров [25, с. 153].

4) Принцип прозрачности проведения обменом информацией между органами законодательной, исполнительной власти и органом проведения монетарной и финансовой политики при регулировании денежно-кредитного рынка [25, с. 155].

5) Принцип независимости проведения предусматривает, что орган проведения монетарной политики должен иметь независимость в её проведении. Какие-либо вмешательства с боку законодательной и исполнительной власти должны иметь только консультационный характер [25, с. 156].

6) Принцип определенности инструментов. Основные мероприятия монетарной политики на следующий год должен предусматривать инструментарий регулирования денежно-кредитного рынка. НБУ в процессе регулирования монетарной и финансовой политики должен законодательно закрепить определенность инструментов, методов и средств регулирования денежно-кредитного рынка с целью недопущения споров в разных нормативно-правовых актах [25, с. 157].

Страницы: 1 2

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru