Исполнение республиканского бюджета за 2007 год

Страница 2

В целом по доходам и расходам республиканский бюджет за январь-декабрь 2007 года сбалансирован с положительным сальдо в сумме 295,2 млрд. рублей, главным образом – за счет Фонда социальной защиты населения. Без целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения республиканский бюджет исполнен с минимальным дефицитом.

Проведенное исследование позволило определить проблемы после организации исполнения бюджета и разработать конкретные рекомендации по повышению его качественного уровня.

По-прежнему актуальным остается вопрос своевременности расчетов с бюджетом юридических и физических лиц. Несмотря на принимаемые меры, имеет место задолженность по платежам в бюджет, причем недоимка по платежам в целевые бюджетные фонды в 1998–2001 гг. в ряде случаев превышала задолженности по платежам в бюджет. Это убедительно доказывает необходимость унификации налоговых и неналоговых платежей, вносимых в бюджеты различных уровней.

Очевидна необходимость разработки комплексной программы, предусматривающей радикальные меры по повышению платежеспособности предприятий, а в отношении государственных предприятий – вплоть до их разгосударствления и приватизации.

Значительные суммы доходов недопоступили в бюджет по причине несоблюдения субъектами хозяйствования налогового законодательства. Вместе с тем строгое соблюдение налогового законодательства налогоплательщиками является важнейшим условием обеспечения сбора доходов и выполнения доходной части бюджета.

Безусловное выполнение законодательных актов, регулирующих вопросы налогообложения, требует унификации нормативно-методической базы налогообложения, упрощения порядка расчетов налогов и неналоговых платежей, оптимизации их количества, а при возможности и объединения.

Исследование вопроса обеспечения собираемости доходов бюджета показало, что значительные суммы недоимок составляют санкции и штрафы по результатам проверок налоговых органов, которые в ряде случаев не могут быть погашены налогоплательщиками по причине их неплатежеспособности.

Не отрицая необходимости применения жестких мер за нарушение налогового законодательства, считаем, что суммы начислений должны быть реальными ко взысканию, а политика налоговых санкций – умеренно жесткой. Она должна быть адекватна степени вины субъекта хозяйствования и предусматривать разграничение ответственности при умышленных и неумышленных действиях.

Опыт показывает, что при чрезмерно жесткой системе финансовых санкций и штрафов допричисленные суммы налогов и неналоговых платежей зачастую становятся невозможными ко взысканию и числятся недоимками при соответствующих бюджетах.

Причинами высокого уровня нарушений являются сложность налогового законодательства, неоднозначность толкования его положений, множество подзаконных актов.

Итак, проблема собираемости доходов существует и необходимо искать ее решение.

Одним из путей обеспечения поступления доходов может стать, по-нашему мнению, установление солидарной экономической ответственности бюджетов областей за невыполнением планов общегосударственных налогов и сборов. На практике это может выразиться в санкциях Министерства финансов Республики Беларусь в виде зачета прироста недоимок в счет причитающегося финансирования. Такая мера вписывается в предлагаемую к разработке программу перевода территорий на самообеспечение и региональный хозрасчет в условиях выравнивания их доходной базы и расходных функций.

Следует отметить, что проблема поступления доходов остается актуальной и для местных бюджетов.

Результаты исполнения местных бюджетов могли бы быть более значительными, если бы местные Советы полностью использовали предоставленное им право увеличения ставок по налогам на недвижимость, за пользование природными ресурсами, по плате за землю. Однако практика бездефицитного планирования местных бюджетов, уверенность в получении доходов из вышестоящего бюджета не стимулируют работу по увеличению собственных доходов, порождают иждивенчество.

Более того, несмотря на недостаток финансовых ресурсов, местными органами предоставляются льготы отдельным плательщикам в местные бюджеты по налогам на недвижимость, земельному налогу, подоходному налогу, государственной пошлине, местным налогам и сборам.

Страницы: 1 2 3 4

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru